Автовладельцам порой бывает особенно сложно определиться с выбором моторного масла. Это связано с тем, что от правильности выбора и своевременной замены масла зависит увеличение работоспособности и срока службы двигателя внутреннего сгорания. Рассмотрим важные факторы, которые влияют на выбор моторного масла, а также узнаем ценные рекомендации по его замене.
Факторы, влияющие на выбор моторного масла
Во-первых, стоит обратить внимание на инструкцию от производителя автомобиля. Каждый двигатель имеет свои особенности и требования к типу и вязкости масла, вследствие чего только масла, соответствующие данным требованиям, обеспечивают качественную работу двигателя.
Не стоит также недооценивать климатические условия региона, в которых будет эксплуатироваться автомобиль, ведь они могут потребовать применения специализированных масел, различающихся по вязкости.
От вязкости масла зависит то, какой будет его способность течь и смазывать детали двигателя. Она измеряется по шкале вязкости Сте-1, где меньшие значения соответствуют тонкому маслу, а большие - более толстому.
Согласно классификации вязкости, SAE выделяют следующие типы моторных масел:
- Масла с одноцилиндровыми кодами: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и т. д. Буква "W" означает зиму, соответственно масло с такой маркировкой может быть использовано при низких температурах. Например, масло с кодом 0W будет наиболее тонким из приведенного выше списка примеров.
- Масла с двухцилиндровым кодами: 20, 30, 40, 50, 60 и т. д. Эти коды указывают на вязкость масла при нормальных рабочих температурах двигателя. Например, с кодом 40 масло является средней вязкости и может быть использовано в большинстве типов двигателей.
Существуют также масла, сочетающие в себе свойства двух типов, например, 10W-40. Такие масла подходят для различных двигателей, т.к. благодаря своим свойствам обеспечивают оптимальное смазывание вне зависимости от температурного режима.
В холодном климате наилучшим вариантом является масло с низкой вязкостью (к примеру, SAE 5W-30), способное обеспечить быстрый и безопасный запуск двигателя. При жизни в теплых условиях для надежного смазывания при повышенных температурах предпочтение стоит отдавать маслам с вязкостью выше (к примеру, SAE 20W-50).
Таблица - температурные режимы для различных индексов
Код ошибки | Описание |
0W | до -40 ℃ |
5W | до -35 ℃ |
10W | до -30 ℃ |
15W | до -25 ℃ |
20W | до -20 ℃ |
20 | до +25 ℃ |
30 | до +35 ℃ |
40 | до +40 ℃ |
50 | до +50 ℃ |
60 | выше +50 ℃ |
Во-вторых, обязательно учитывайте тип масла. Оно бывает:
- минеральное,
- синтетическое,
- полусинтетическое.
Минеральное масло считается более доступным с точки зрения цены, но синтетическое масло обладает такими немаловажными свойствами, как стабильность при высоких температурах и более надежная защита двигателя. Полусинтетическое масло представляет собой «золотую середину» между этими двумя типами и чаще всего используется в автомобилях средней производительности.
Еще один важный пункт, который стоит учитывать при выборе масла — это маркировка масел в соответствии с международными стандартами.
Маркировка по API
Маркировка моторных масел по API является важным стандартом в автомобильной отрасли. API устанавливает требования к качеству и производительности моторных масел, обеспечивая тем самым надежность и долговечность двигателей.
Стандартная маркировка для моторных масел может иметь такие обозначения, как API SM, API CF или API SM/CF.
Тип двигателя всегда обозначается первой буквой:
- S - для двигателей, работающих на бензине;
- C - для двигателей, работающих на дизельном топливе;
- - для двухтактных двигателей (мототехника, моторные лодки и т. д.).
Следующая буква в маркировке обозначает рабочие характеристики масел: чем дальше буква от начала алфавита, тем лучшими характеристиками обладает масло. Универсальное масло традиционно имеет маркировку SL/CF, что указывает на то, что его можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. В таком случае наиболее предпочтительный тип масла указывается на первом месте. Так, масло SL/CF предназначено в первую очередь для двигателей, работающих на бензине, т. к. класс "S" стоит на первом месте, однако производитель также допускает возможность его использования в дизельных двигателях, если для них подходит масло уровня API CF.
Маркировка по ILSAC
ILSAC определяет два основных уровня классификации моторных масел: ILSAC GF-5 и ILSAC GF-6. Оба уровня имеют ряд общих особенностей, а также определенные различия, которые позволяют автопроизводителям выбирать наиболее подходящую классификацию для своих двигателей
ILSAC, на практике, имитирует API, однако устанавливает более низкие требования к классам. Например, сокращается временной интервал для прохождения испытаний маслом.
- ILSAC GF-5 является предыдущей классификацией масел и включает в себя низкий уровень фрикционных потерь, что способствует более экономичному использованию топлива. Оно также отличается хорошими противоизносными свойствами, препятствует образованию отложений и способствует качественной работе двигателя при низких температурах. Однако этот уровень классификации масел не отвечает некоторым требованиям современных двигателей.
- ILSAC GF-6 является самым последним уровнем классификации моторных масел. Он является усовершенствованной версией ILSAC GF-5 и имеет более высокие требования к маслам. ILSAC GF-6 эффективно при низком трении, что подтверждается уменьшением расхода топлива и улучшением производительности двигателя в широком диапазоне оборотов. Оно также предотвращает двигатель от износа и отложений и подходит для работы в условиях высоких температур.
Маркировка по ACEA
- Одна из наиболее популярных категорий ACEA - ACEA A/B. Эта категория предназначена для бензиновых двигателей легковых автомобилей с небольшим объемом и низкой мощностью. Масла, классифицированные по стандарту ACEA A/B, имеют отличные моющие и диспергирующие свойства, обеспечивая чистоту двигателя и предотвращая образование отложений.
- Другая распространенная категория - ACEA C. Она рекомендована для дизельных двигателей внедорожников и грузовиков. Масла ACEA C имеют более высокую стойкость к окислению, а также обладают отличными антикоррозионными и антиизносными свойствами, позволяющими работать при высокой температуре и в условиях сильных нагрузок.
- Категория ACEA E рассчитана для двигателей внедорожников и легких грузовиков, оснащенных катализаторами и системами очистки отработавших газов. Масла ACEA E имеют низкое содержание золы, фосфора и серы, что позволяет снизить частоту замены катализаторов и снизить вредные выбросы.
Каким хорошим не было бы масло, рано или поздно настанет момент его замены. Рекомендуется менять жидкость каждые 10-15 тысяч километров пробега. При этом стоит не забывать, что менять нужно не реже одного раза в год.
Основные шаги по замене масла
- Необходимо установить автомобиль на ровную поверхность, для чего лучше всего подойдет эстакада или яма.
- Двигатель должен быть согретым. Если вы только завели машину, то пусть она поработает 3-5 минут.
- Снимите масляный бак и согласно сервисным инструкциям удалите старое масло.
- Перед установкой нового масляного фильтра рекомендуется нанести новое масло на уплотнительные кольца, чтобы обеспечить улучшенную герметичность.
- Плотно закройте бак с новым маслом и проследите, чтобы уровень масла находится в пределах рекомендуемого диапазона.
- Запустите автомобиль и дайте ему поработать на холостых оборотах. Это поможет убедиться, что масло нигде не протекает.
Использование нужного моторного масла и его своевременная замена – вот что поможет вашему автомобилю оставаться «здоровым» более длительный срок. Соблюдение рекомендаций производителя и учет конкретных условий эксплуатации помогут обеспечить корректную работу двигателя, а также сэкономить на расходах на ремонт и обслуживание. Замена масла в двигателях спецтехники и грузовых автомобилей – тонкое дело. Чтобы не рисковать вы всегда можете обратиться в ТЦ «Мегаполис-Красноярск», где вам всегда быстро и качественно заменят масло.