Чтобы измерять длительность работы мотора, его резервы, используются моточасы. Такой параметр не приравнивается к часу, он бывает как меньше, так и больше его. Это зависит от режима, в котором агрегат работает. При этом тахометр подсчитывает обороты коленвала. Чтобы спланировать техобслуживание, иногда нужна конвертация моточаса в обычный час.
При повышении мощности и оборотов коленвала, число моточасов в обычном часе приблизительно увеличивается: при умеренном режиме на 1/3, а при интенсивном на 2/3. Это необходимо, чтобы определить загрузку механизма, его износ.
Расчет моточасов
Автомеханики подсчет моточасов ведут, чтобы составить график техобслуживания машины. Для этого применяются:
·
ручной расчет с использованием показаний приборов;
·
автоматический, выполняемый приборами.
Основа расчета – число оборотов двигателя, снятое тахометром. Формула учитывает расход горючего за час и общий, реальную скорость, прочие параметры.
1 моточас – 1 час работы агрегата с номинальной мощностью. Он на холостом ходу выше, при увеличении нагрузки – ниже.
Перевод моточасов в километры
Моточас регламентируется Приказом ГТК РФ №609, утвержденным 2.10.1996г. Он соответствует пробегу:
·
25 км – для автомобилей;
·
10 км – для тракторов на колесах;
·
5 км – для тракторов гусеничных.
При проведении техобслуживания рекомендуется эти параметры (в км) сокращать.
Расход моторного масла за моточас
Среднее время работы двигателя до замены моторного масла составляет от 250 до 300 моточасов.
Для разных групп смазки период службы свой. Например, число моточасов для:
·
полусинтетики – 170 – 200;
·
дешевой синтетики API SJ/SL – 200 - 250;
·
гидрокрекинговой синтетики API SM/SN – 250 – 300;
·
дорогого синтетического моторного масла на ПАО – 300 – 350.
Специалисты не рекомендуют превышать эти нормы, чтобы избежать проблем при эксплуатации мотора.
Счетчики для моточасов
Для разных транспортных средств используются свои виды счетчиков.
1. Тракторные. 1 моточас на холостом ходу – это час времени.
2. Автомобильные со счетчиком времени. Механизмы часов бывают электронными или электромеханическими. Отсчет могут начинать от включения зажигания, от вибрации мотора, прочего.
3. Лодочные. Их особенность – первое включение тахометра остается постоянным и показывает на экране число моточасов.
4. Дизельные. В бесконтактном цифровом тахометре встроена функция моточаса.
5. Генераторные. Их особенность в съеме сигнала и защите от помех. Выпускаются датчики емкостные с бесконтактным подключением.
6. Мотоблочные. Это переносные бесконтактные цифровые индуктивные тахометры ТС-011 со встроенной функцией для моточасов и отсчитывающие время до техобслуживания.
Контроль моточасов помогает водителям своевременно выполнять ремонт вышедших из строя узлов и деталей